Что вам больше нравится: «якорь» или «змейка»? «Нонна» или «Византия»? Золотая или серебряная? Догадываетесь, о чем речь? Конечно, о ювелирных цепочках. Мы расскажем о популярных техниках плетения, основных материалах и видах застежек украшений. Все это важно при создании стильного ювелирного сета. Вид плетения отражает стиль и предпочтения обладателя цепочки. Выбор металла сказывается на бюджете. Наконец, длина цепочки задает настроение всего лука, а также влияет на его сбалансированность. Выбор такого украшения сопряжен с множеством тонкостей!
Основные виды плетений
Плетение — это техника создания ювелирных украшений путем последовательного соединения звеньев. Мастера формируют цепочки, браслеты, ожерелья и другие украшения, объединяя отдельные компоненты. Техники различаются по степени сложности. Чем тоньше работа, тем выше стоимость цепочки, но такое ценообразование абсолютно справедливо. Более сложное плетение требует больше времени, сил и опыта.
Якорные плетения
«Якорь» — один из самых известных видов плетения. Это классическая техника создания цепочки, когда звенья располагаются перпендикулярно друг к другу. Ее основные свойства — простота и устойчивость. На основе якорной техники появились многие виды плетений.
«Бриль» (или «Ролло») — простая техника. Звенья овальной формы по одному скрепляются между собой. Они также могут быть круглыми или слегка приплюснутыми по всей длине.
«Шопард» — плетение якорного типа, но с круглыми звеньями. Своим названием оно обязано ювелирно-часовому Дому Chopard — такой тип плетения популяризовали именно его ювелиры. Звенья выглядят как колечки-пончики, что придает цепочке особую изящность.
«Корда» — более сложный тип «бриля». Подобные цепи напоминают крученые волнообразные жгуты. Такой визуальный эффект связан со спаиванием нескольких звеньев через повторяющееся количество элементов. Получившийся объемный узор делает ювелирное украшение уникальным. «Корда» органично впишется в любой стиль и станет фактурным акцентом в образе.
«Фигаро» — интересный тип, где элементы разного размера чередуются в заданной последовательности. Обычно три круглых звена сменяет одно продолговатое.
«Штора» (или «Джотто») — способ плетения, при котором цепочка собирается из тонких звеньев большого диаметра. Украшения с таким витьем вполне самодостаточны — тут точно не нужна дополнительная акцентная подвеска, которая будет перегружать лук. Звенья могут быть одинарными, двойными или тройными.
«Сингапур» — интересный тип плетения со спиралевидной структурой. Его секретная особенность — цепочки, выполненные в этой технике, на солнце особенно ярко переливаются и сверкают. Звенья сильно изогнуты, и это моментально обращает на себя внимание.
«Гарибальди» — техника, основанная на парном соединении двух звеньев с внутренней и внешней стороны. Благодаря этому приему создается впечатление настолько сильного соединения, словно никакая сила не способна его разорвать. Техника названа в честь итальянского революционера Джузеппе Гарибальди и его возлюбленной.
Панцирное витье
«Панцирь» — классический универсальный тип плетения, который ценят и мужчины, и женщины. Звенья в «панцире» шлифуются с обеих сторон и закрепляются в единой плоскости. Это делает изделие надежным и прочным. Такое плетение цепочки может быть одинарным, двойным или тройным. При использовании звеньев ромбической формы плетение называется «ромб».
«Двойной ромб» — возможно, наиболее известная из панцирных форм. Каждое звено представляет собой равностороннюю геометрическую фигуру. Специфическая сцепка обеспечивает прочность крепления.
«Снейк» (или «змейка») — распространенное плетение, которое внешне напоминает шнур. Отличается от классической панцирной техники уплотнением элементов, что придает цепочке гладкий вид и схожесть со змеиной чешуей. Драгоценная змейка без проблем выдержит подвеску.
«Бисмарк» — скорее мужской тип плетения, который характеризуется плотным примыканием всех элементов. Он представляет собой ряд сложных звеньев, состоящих из разнонаправленных элементов нескольких размеров. Бывает двойной, тройной и четверной «Бисмарк». В последнем варианте исполнения цепочка смотрится особенно внушительно.
«Византия» — объемное плетение из закрученных в узоры однотипных звеньев. «Византия» применяется при создании массивных браслетов и цепочек для торжественных событий.
«Перлина» — фантазийное плетение, где чередуются элементы в виде цилиндров или шариков. Это создает впечатление миниатюрных жемчужин. Название происходит от итальянского слова «perlina», которое в переводе означает «шарик». «Перлина» подходит для нежных девушек. Если вы любите стиль Марии-Антуанетты, розовые пионы, романтическую драму «Эпоха невинности» и клубничное мороженое, такая цепочка точно вам подойдет.
«Нонна» — ажурное женское плетение. В нем маленькие звенья заключены в большие и соединены в узор. Плетение относится к высокопрочным панцирным, но смотрится при этом неожиданно тонко и изысканно. Название происходит от «maglia della nonna», что означает «бабушкино плетение». «Нонна» вместе с подвеской становится самым женственным украшением.
«Лав» — легкое, воздушное плетение. Его нестандартная сцепка создает загадочный объемный узор. У каждого звена такой цепи завернутые внутрь концы, напоминающие по форме сердце, — отсюда и романтичное название. «Лав» придает образу романтичности и будет отлично смотреться в сете с фактурными пусетами.
«Улитка» — плетение уникальное. Каждое его звено выполнено так, чтобы внутри образовалась… улитка! Точнее — иллюзия ее закрученного панциря. Смотрится креативно, что особенно нравится поклонникам дерзкого дизайна ювелирных украшений, и станет вашим простым способом завязать small talk, потому что все будут про нее спрашивать.
В каком металле выбрать цепь?
Выбор металла для ювелирного украшения играет важную роль, и дело не только в стоимости или прочности. От материала зависит образ в целом.
Цепи из драгоценных металлов
Золото — классический выбор для ювелирных украшений. Золотые цепочки славятся прочностью и долговечностью. Правда, в ювелирном деле золото в чистом виде практически не используется — цепочки изготавливают из сплавов, полученных с добавлением примесей: серебра, палладия, платины, меди. От того, какой именно металл был добавлен, зависит оттенок золотого украшения: красноватый цвет придает медь, лимонный — серебро, в белое золото превращают сплав палладий и платина.
Учитывайте каратность — это содержание драгоценного металла. Так, в 18-каратном золоте содержится 75% чистого металла, а в 14-каратном — 58,5%. Чем выше этот показатель, тем чище драгоценный металл. В зависимости от процента содержания сплаву присваивается проба. Число 585 указывает на то, что в сплаве 58,5% золота. Со временем металл не теряет своей ценности, и это еще один аргумент в пользу золотой цепочки.
Серебро — достойная альтернатива более дорогому золоту. Серебряные цепочки покоряют своим сдержанным благородным блеском. Как и золотые, они хороши в различных плетениях и прекрасно дополняются подвесками с драгоценными камнями.
Цепи из недрагоценных металлов
Цепи из недрагоценных материалов более доступны и разнообразны, чем классические золотые.
Нержавеющая сталь все больше привлекает дизайнеров, создающих стильные повседневные украшения. На поверхность стальных цепочек часто наносят узоры или покрытия, например IP-напыление. Толщина такого напыления всего несколько пикометров, но оно значительно повышает устойчивость украшений к коррозии. С помощью IP-напыления можно окрасить металл в цвет розового или желтого золота, придать ему черный, синий или радужный оттенок.
Медь — удивительно красивый металл, а медные цепочки — украшения с особым характером. Пару десятилетий назад массивные медные цепи были прерогативой рокеров. Но времена меняются, и сегодня элегантные аксессуары из меди — настоящий тренд. Несмотря на модные веяния, держите в памяти, что медь может быть довольно капризной и нуждается в особом уходе.
Ручное и машинное производство. Цельные и пустотелые цепи
Ювелирные цепи изготавливают одним из двух методов — ручным или машинным. Кроме того, цепочки делятся на цельные и пустотелые.
Ручное плетение
Цепочка, сплетенная вручную, — эталонное украшение. Ювелир тщательно прорабатывает каждую деталь и гарантирует высочайшее качество изделия. Такие цепочки порой становятся произведениями ювелирного искусства. Ручная «вязка» — самая крепкая.
Машинное плетение
Машинное плетение — современная технология, для которой требуется специальное оборудование. Станки позволяют изготавливать украшения из звеньев толщиной до 0,2 мм. Машинное плетение активно используется в массовом производстве — оно делает стильные украшения более доступными. Важно и то, что машинная техника обеспечивает абсолютную идентичность звеньев.
Цельные и пустотелые
Проволока пустотелой цепи — полая, то есть даже при внушительном объеме ее вес довольно мал. Это очевидное преимущество, поскольку цена цепочки рассчитывается по весу.
Цeльная цепочка состоит из сплошных звеньев, что делает ее более устойчивой к повреждениям и деформации. При необходимости ювелир без труда восстановит такое украшение. Цельные цепи обладают большим весом и часто используются в массивных украшениях.
Замок
Чтобы цепочку было удобнее надевать, у нее должен быть подходящий замок. Рассмотрим основные виды замков, их особенности и преимущества. Но прежде чем перейти к описанию замков — интересный факт. Вы наверняка видели в кино сцены, в которых грабитель резким движением срывает с шеи женщины цепочку? На самом деле, прочность самой цепи настолько высока, что разорвать ее человек не в силах, а вот замки украшений создают такими, чтобы не повредить шею обладательницы цепочки в похожих экстремальных ситуациях.
Карабин — самый распространенный и популярный тип замка. Это небольшое кольцо с замыкающимся механизмом, который обеспечивает надежное крепление цепочки. Вариант карабина — шпрингель. Если у карабина продолговатая форма, то у шпрингеля — круглая. Оба замка надежды, но карабин устанавливается на крупные цепи, а шпрингель — на ажурные, легкие.
Рычажный замок оснащен пружинным механизмом. Чтобы открыть такой замок, достаточно нажать на рычажок, а чтобы закрыть — защелкнуть его. Рычажные замки обычно устанавливают в цепочки средней и большой толщины.
Винтовой замок — еще один надежный и безопасный вариант. Для закрывания такого замка необходимо ввинтить один конец цепочки в другой, благодаря чему получается крепкое соединение. Винтовые замки часто используют в цепочках большой толщины и в украшениях с массивными элементами.
Длина
Длину женского ювелирного украшения подбирают в соответствии с образом и нормами этикета.
Чокер
Это короткая цепочка, обычно длиной 35–40 см, плотно облегающая шею. Чокер — идеальный вариант украшения под строгую блузку или рубашку с классическим v-образным воротником. Такая цепочка интересно смотрится и с декольте, так что является хорошим решением для светского вечера.
До груди
Цепочка длиной 45–50 см, в зависимости от роста ее обладательницы, может ложиться на ключицы или быть на одном уровне с ними. Такое украшение удачно дополнит топ с умеренным вырезом, платье или сарафан. Обратите внимание: подвеска не должна быть ниже линии ключиц более чем на 5–6 см.
До середины груди
Цепочка длиной 60–70 см, спускающаяся от шеи до середины груди, создает спокойный элегантный образ. Она органично вписывается и в повседневный, и в офисный стиль. Цепочка такого размера чаще носится поверх одежды — например, минималистичной водолазки.
До талии
Цепочки длиной 80–90 см часто носят вокруг талии для создания особенно стильного образа. Такой прием обожал Карл Лагерфельд, который регулярно создавал для новых коллекций пояса-цепи. Если не хочется экспериментировать, длинная цепь идеально дополнит лаконичное платье, кроп-топ или даже… бикини! Бодичейны снова в моде.
Длинные цепочки
Цепочку длиной более 100 см можно носить по-разному. Например, двойным оборотом вокруг шеи или обвязывая вокруг запястья.
Какие цепочки носить с подвесками
Если вы любите носить цепочку с кулоном или подвеской, обращайте внимание не только на плетение, но и на толщину цепи. Для маленьких изящных кулонов подойдут тонкие цепочки длиной 40–45 см плетения «якорь» или «снейк» — такие легко пройдут в подвесное ушко подвески. Для более крупных лучше выбрать цепь длиной 50–60 см. Чем крупнее подвеска, тем прочнее и толще должна быть цепь, чтобы предотвратить износ изделия.
С тонкими и ажурными плетениями хорошо сочетаются изящные бриллианты, создавая яркий, но минималистичный тандем. А вот цепочки с широким объемным плетением выглядят самодостаточно, и дополнительная подвеска может утяжелить образ.